ГЛАВНАЯ ПОМОЩЬ УСЛУГИ ЦЕНЫ СТАТЬИ КОНТАКТЫ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА  |   КОНСУЛЬТАЦИИ ПСИХОЛОГА  |   ЭКСПЕРИМЕНТЫ  |   ПОМОЩЬ  |   ПСИХОЛОГ ОНЛАЙН
  Разделы  
   
 
Обращение к психологу
     
 
     
   

История психологии в именах и датах

Античный период – золотой век, зарождение всех наук.

Гиппократ (460-377 гг. до н. э.). Мыслитель, врач. Автор учения о типах темперамента. Гиппократ выделял четыре: кровь, слизь, желчь – черная и желтая. В зависимости от того, какая составляющая преобладает в человеке, таков его темперамент. Гиппократ был первым, кто попытался связать между собой конституционные особенности человека и его телосложение с предрасположенностью к некоторым заболеваниям. Так, Гиппократ выяснил, что плотным людям невысокого роста может грозить апоплексический удар, а худым и высоким – туберкулез. Именно с этого описания двух типов строения тела и ведет отсчет анализ индивидуальности, который в дальнейшем использовался и развивался в психологии и психиатрии.
Аристотель – (384 – 322 гг. до н. э.). Являлся учеником Платона. Верил в наличие души у животных и растений. Человеческую душу называл «разумной». Аристотель верил в бессмертие души, считал, что смерть тела дает душе освобождение для дальнейшей вечной жизни. Аристотель отделил восприятие от области представления (фантазии). Образы «фантазии» являются предпосылками мышления. Аристотель изучал процессы памяти, вводит понятие «ассоциации». Считал, что стремление человека, которое связано с чувством удовольствия или неудовольствия, и которое выражает активность организма, является движущей силой его (человека) поведения. Если результат действий - удовольствие, то организм стремится к его воспроизведению, и удовольствие выступает как фактор научения. В соответствии с ситуацией человек реагирует на нее определенным образом, и совершает соответствующие поступки. Когда его реакция избыточна, либо, наоборот, недостаточна, то человек поступает дурно. Человек может выработать оптимальный способ своего поведения только с опытом, изучая себя самого и других. С поступками человека формируется его характер. Идеи Аристотеля использовали и мыслители последующих эпох.

Эпоха Средневековья (V - XV-XVI вв). Возникновение христианства.

Блаженный Августин – (354 – 430). Религиозный мыслитель. Автор идеи «духовной активности» личности. Считал, что воля управляет и телесными, и такими психическими процессами, как ощущение, память, мышление и др. Личность использует мозг и органы чувств как орудия познания. Истинное знание, по Августину, в душе, живущей и движущейся в Боге.
Ибн Сина (Авиценна) - (980 – 1037). Мыслитель, философ, врач, алхимик, астроном, поэт и пр. Автор естественнонаучного учения о душе. Объясняет характер зависимости психических процессов от деятельности мозга, и указывает на связь психики и ее развития с возрастным изменением организма.
Фома Аквинский (1225 (1226) – 1274). Философ и богослов. Ратовал за единство души и тела, за неотделимость одного от другого. Выделял присущие человеку две способности познания – познание с помощью чувств и интеллекта.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) (XIV – XVI вв.). Второе рождение идей античности, развитие идей гуманизма. Развитие как естественных наук, так и гуманитарных. Л. Да Винчи, Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей, и др. Западноевропейская философия (XVII – XVIII вв.).

Ф. Бэкон (1561 – 1626). Психолог, философ, политик, основал эмпирическую психологию. Верил, что каждый человек – обладатель двух душ. Одна – телесная, обладающая такими свойствами, как движение и ощущение, вторая - боговдохновенная, отвечающая за волю. Суть метода Ф. Бэкона – сбор фактов, затем их анализ, потом обобщение и наконец, экспериментальное подтверждение.
Р. Декарт (1596 – 1650). Философ, естествоиспытатель, ему принадлежит изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую». Автор «дуализма» - взаимодействие тела и души между собой при помощи эпифиза. Проанализировал нейрофизиологические механизмы работы мозга. Практически выявил рефлекторную основу психики, в чем предвосхитил работы И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Кстати, последний воздвиг Декарту памятник под Санкт-Петербургом.

Психоанализ.

Фрейд З. (1856 – 1939).
Основоположник психоанализа. Психоанализ – это метод терапии личностных расстройств, теория личности и психопатии, метод изучения бессознательного. Работы Зигмунда Фрейда «Исследование по истерии», «Толкование сновидений», «Психопатия обыденной жизни» и другие, интересны и сейчас. З. Фрейд подвергался критике еще при жизни, своими коллегами и учениками, но это не мешает ему оставаться основоположником целого пласта в психологии и автором многих открытий, на основании которых многие его критики смогли сделать уже свои открытия в области психологии.
Адлер А. (1870 – 1937).
В течение шести лет посещал собрания членов клуба «Психологическое общество», собрания которого проводились в доме у Зигмунда Фрейда. Автор «Индивидуальной теории личности». Формирование у ребенка комплекса неполноценности приводит к желание компенсировать этот комплекс. Социальная среда влияет на то, каким образом, вырастая, человек будет компенсировать этот комплекс – желанием ли власти над другими (компенсаторная теория власти), с помощью творческого развития своего Я и пр.

Гештальтпсихология.

Вертгеймер М. (1880 – 1943).
Работал вместе с Кёлером В. (1887 – 1967) и Куртом К. (1886 – 1941). Выдвинул программу по изучению психики с точки зрения целостностных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Гештальт-психология занималась экспериментальным изучением восприятия (в основном, зрительного) и изучила его особенности – структурность, константность, зависимость фигуры от фона… Гештальтпсихология анализировала интеллектуальное поведение человека, в результате чего была выявлена роль сенсорного образа в организации двигательных реакций. Эти концепции противопоставлялись бихевиоризму.

Бихевиоризм.

Уотсон Дж. (1878 – 1958).
Отвергал роль сознания в качестве регулятора человеческой деятельности (так как сознание недоступно для объективного изучения). А все психические явления сведены к реакциям организма человека, в основном, двигательным.
Скиннер Б. (1904 – 1990).
Выдвинул концепцию оперантного научения – организм приобретает новые реакции, подкрепляя их, и только за тем внешний стимул вызывает реакции.
Бихевиоризм существенно расширил область психологии, включив в нее телесные, внешние реакции человека, ее идеи внесли много нового в другие науки, включая лингвистику, социологию, антропологию, предвосхитили кибернетику.

Когнитивная психология.

Миллер Дж. (1920 – 2012).
Считал, что главным средством развития на всех этапах является язык (речь). Занимался исследованиями в области взаимодействия речи, памяти, мышления и развития человека.
Найсер У. (1928 – 2012).
Автор теории «Модель внимания». Процесс снимания, по Найсеру, состоял из двух уровней:
1 уровень – грубые процессы предвнимательной обработки проходят бессознательно.
2 уровень – детальное, последовательное, локальное внимание.
Основа восприятия человека – избирательность, она помогает ему адаптироваться к окружающим условиям.
Автор книги «Когнитивная психология».
Келли Дж. (1905 – 1967).
Автор «Теории конструктов»
Конструкты, это устойчивые шаблоны (в их формировании участвуют все процессы – память, речь, внимание), при помощи которых человек воспринимает себя, окружающих и свое взаимодействие с ними. Все конструкты биполярны и дихотомичны: «хороший – плохой, «черный-белый» и т.д.
У каждой личности 2 блока конструктов.
1-ый блок – ядерных конструктов.
2-ой блок – периферических конструктов – варьируется от сотни до многих тысяч.
Цельная личность – та, в которой работают оба блока.

Когнитивный диссонанс.

Фестингер Л. (1919 – 1989).
Считал, что мотивационное поведение человека происходит от его потребностей. Единица представления (знания) – «когниция». Если между двумя когнициями возникает диссонанс, человек испытывает тревожность. Например: «Я курю», НО «Курить вредно».
Способы решения:
1. Изменить одну из когниций – бросить курить, например.
2. Снизить значимость одной из когниций – курить вредно, я курю, но мало.
3. Добавить новую когницию – курить вредно, я курю, но мне это помогает снять стресс.

Гуманистическая психология.

А. Маслоу (1908 – 1970).
Создатель иерархической модели мотивации, «Пирамиды Маслоу», где высшие потребности направляют поведение человека настолько, насколько удовлетворены его низшие потребности. Считал, что только немногие индивиды способны достигать самоактуализации в полной мере.
Рождерс К. (1902 – 1987).
Автор «Я-концепции». Рассогласование между я-концепцией и представлением об идеальном «я» вызывают попытки ограждения «я концепции» путем психологической защиты. Зрелая личность, по Рождерсу, личность, открытая для опыта, гибкость, непрерывное изменение, совершенствование человеческого Я. Автор системы психотерапии, центрированной на клиенте.
В. Франкл (1905 – 1997).
Автор книги «Сказать жизни «да». Психолог в концлагере» и основополагающей «Человек в поисках смысла». Изучал экзистенциальный подход. Автор логотерапии, суть которой – найти и реализовать смысл жизни, и это является движущей силой поведения человека. Смысл жизни, по Франклу, это ценности, позволяющие сделать свою жизнь осмысленной. Ценность творчества, т.е. труд, ценности переживания, т.е. любовь и ценности отношения.

Становление психологии в России в 20-м веке.
Экспериментальная психология. Физиология.

Сеченов И. М. (1829 – 1905).
Автор теории психической регуляции поведения. Известная работа «Рефлексы головного мозга, 1863 г. Автор открытия «центрального торможения» - тормозного влияния нервных центров, опираясь на которое, выдвинул теорию о том, что все акты сознательной и бессознательной жизни рефлекторны. Рефлекс по Сеченову – не механический ответ нервного центра на внешний стимул, а согласование движения с чувствованием (которое выполняет сигнальную роль). Сеченов предложил новый подход к функциям органов чувств, где работа рецептора лишь половина целостного механизма, другую половину образует работа мышц.
Умственные операции, возникающие во внешней деятельности благодаря механизме торможения, преображаются во внутрепсихические. Становление личности ребенка происходит благодаря тем людям, которые окружали его в детстве и регулировали его действия своими командами в первые годы жизни. Образы этих людей помогают ему строить представление о самом себе как об особом внутреннем центре активности.
Павлов И. П. (1849 – 1936).
Развивал идеи И. М. Сеченова. Занимался рефлекторной саморегуляцией работы организма, имеющей эволюционно-биологический смысл. Начал изучать систему кровообращения и пищеварения, затем исследовал поведение целостного организма, единство его внешних и внутренних проявлений во взаимоотношениях с окружающей средой. Высшим интегратором всех процессов жизнедеятельности являлись центры больших полушарий головного мозга. Термин «условный рефлекс» принадлежит тоже И. П. Павлову. Благодаря условному рефлексу организм приспосабливается к переменам существования, приобретая новые формы поведения, которые отличаются от врожденных безусловных рефлексов. Павлов исследовал процессы возбуждения и торможения, выделил другие категории рефлексов – ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели. Павлову же принадлежат учения о двух сигнальных системах, о типах высшей нервной деятельности, о динамическом стереотипе.
Бехтерев В. М. (1857 – 1927).
Был физиологом, психиатром, психологом, невропатологом. В 1885 году основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию, а потом, в 1908 году, и Психоневрологический институт. Автор естественнонаучной теории поведения, вначале получившей название объективной психологии, затем психорефлексологии, и, наконец, рефлексологии.

Эмпирическая психология.
 
Челпанов Г. И. (1862 – 1936).
Занимался эмпирическим параллелизмом души и тела. Автор работ по восприятию пространства и времени, по экспериментальной психологии. Создатель Психологического института (в 1911 году), крупнейшего и в России, и за ее пределами.
Нечаев А. П. (1870 – 1948).
Изобретатель аппарата для изучения памяти и механического хроноскопа. Занимался исследованием мнемонических процессов.

 
     
 
© 2010-2017 www.psycholog-sos.ru