ГЛАВНАЯ ПОМОЩЬ УСЛУГИ ЦЕНЫ СТАТЬИ КОНТАКТЫ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА  |   КОНСУЛЬТАЦИИ ПСИХОЛОГА  |   ЭКСПЕРИМЕНТЫ  |   ПОМОЩЬ  |   ПСИХОЛОГ ОНЛАЙН
  Разделы  
   
 
Обращение к психологу
     
 
     
   

Основы безопасности для детей и родителей. Советы психолога

Для меня как для психолога, который работает как с детьми, так и с родителями, и просто со взрослыми, есть две категории родителей.
Первые в отношении окружающего мира просто говорят ребёнку «нельзя». «Нельзя разговаривать с незнакомыми» или «Нельзя выходить из дома без меня».
Вот как трансформируется первый постулат в голове ребёнка. Нельзя почему? Потому что опасно. Незнакомые люди опасны. Но мир населён незнакомцами. Значит, мир опасен. Опасен, значит, враждебен. Враждебен, значит, мне нужно бояться. Окружающий мир страшен. С этим ощущением страшности всего окружающего ребёнок живет вырастает в боящегося человека с заниженной самооценкой. И дальнейшее качество его жизни зависит от того, обратится ли он за помощью к психологу или нет.
Родители этой категории очень часто передают по наследству ребёнку свои собственные страхи, страхи своих родителей.
Ко мне на консультацию привели подростка 15 лет, который весь был напичкан такого рода «нельзяками». В школу и обратно его возили на машине. Ему нельзя было гулять. У него не было друзей, он вообще практически был лишён общения, как со взрослыми, так и со сверстниками, кроме своих родителей. Он делал уроки, а потом…лежал. Не читал, не играл, не бегал! Лежал! Я могу понять, что его хотели оградить от опасностей современного мира. Но ограждать таким образом значит запретить маленькому человеку жить, получая от жизни интерес и приобретая свой собственный, и потому бесценный, опыт.
Есть другая категория родителей, которую я очень люблю, в том числе и работу с ними. Те, кто, заботясь и учитывая и безопасность ребёнка и его интересы, учит его и учится вместе с ним.
Вот как может поступить мама из любимой мною второй категории.
Продумать ситуации, в которых ребёнок может взаимодействовать с незнакомыми взрослыми. Это может быть, например, вопрос о времени. Если у ребенка спросили, сколько времени, он может ответить. Или, допустим, прохожий уточнил номер дома, во дворе которого играет ребёнок. Ответ на этот вопрос тоже допустим. Таким образом взаимодействуя со взрослыми, он чувствует себя важным, нужным и вообще, большим молодцом!
Далее идут ситуации, которые могут представлять ту или иную опасность для ребёнка. «Проводи меня туда-то»; «пойдем, я покажу/дам тебе куклу/машинку»; «покажи мне, где ты живешь», «пойдём ко мне в гости» и пр. И вот для этих ситуаций Вы должны предоставить ребёнку вариативный набор «инструментария», пользуясь которым, оставаясь вежливым, но твердым и уверенным в себе, ребёнок откажет в просьбе взрослого. Здесь неплохо будет прорепетировать конкретную ситуацию с конкретными словами. Можно попросить знакомых выступить в роли проходящего мимо взрослого с подобными вопросами-предложениями, чтобы было понятно, как реагирует и отвечает Ваш ребёнок и какие нюансы и ситуации нужно еще проработать.
Уверенный в себе ребёнок, у которого нет глобального страха перед окружающим миром, не побоится сказать твёрдое «нет» взрослому. Откажется от приглашения пойти смотреть игрушки фразой: «Спасибо, я не пойду», «спасибо, я не могу», «спасибо, мне не нужно» или «пойдёмте, спросим у полицейского, он наверняка знает». Главное, чтобы вы с ним проработали возможные ситуации и варианты ответов.
Нехорошие взрослые всегда ищут неуверенных в себе жертв, и взрослых, и детей. Видя, что ребенок не боится, вежлив и не поддаётся на их ухищрения, они обойдут его стороной.
Отработав с ребёнком, что и в какой ситуации со взрослым он может и должен ответить, Вы тратите на это время, но обеспечиваете и себе и ему спокойную жизнь.

 
     
 
© 2010-2017 www.psycholog-sos.ru