Психолог Саблукова Елена Юрьевна

  • Психолог
  • Проведение онлайн консультаций
  • Психологические тренинги
  • Психологическое тестирование
  • Профессиональное тестирование
  • Лекционные программы

Психология памяти. Психолог и клиент с уникальной памятью

Источником знаний о памяти, как и множества других знаний, является всё та же Древняя Греция, золотой век в смысле расцвета всех наук и приобретения новых знаний для человечества, на основании которых учёные других веков имели возможность совершать новые открытия и двигаться дальше. Греки очень почитали богиню памяти Мнемозину.
О памяти в своих трудах писали Платон, Августин Аврелий.
И по сей день наша память – явление сложное и необычное, существующие современные исследования все равно оставляют много неразрешённых вопросов.
Память – инструмент человеческого познания, основа его.
Изучать память с точки зрения научной психологии начал Г. Эббингауз. Процессы памяти интересовали многих известных психологов, в том числе и советских.
А. Р. Лурия, создавший в психологии новое направление, нейропсихологию, изучал характеристики памяти по следующим критериям… По длительности – мгновенная, кратковременная, длительная. По модальности - модально-специфическая: зрительная, слуховая, тактильная, двигательная, обонятельная; модально-неспецифическая – эмоциональная. По уровню управления – произвольная и непроизвольная и по семантической организации, неосмысленная и семантически организованная.
В начале 20 века к А. Лурия обратился мужчина. Этот человек обладал незаурядной памятью. Он мог запомнить огромное количество чисел, слов подряд, выяснилось, что объем его памяти практически неизмерим. Удивительно, но эти большие объёмы предложенной информации он запоминал навсегда, десятилетия спустя он мог воспроизвести нужную ему информацию. А. Лурия стало интересно не только изучить свойства памяти данного испытуемого, но и специфику процесса запоминания.
Мнемоника, или мнемотехника, ряд различных способов, помогающих запоминать большой объем информации, увеличивать объем собственной памяти и её свойства. Это ассоциативное установление связи между тем, что ты хочешь запомнить – предметов, объектом, словом или цифрой и размещением его в памяти по определенному принципу, помещением объекта в хорошо знакомом, воображаемом пространстве. Примером мнемонической техники является всем известная  фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Это обозначение цветов – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый. Цвета в предложенном порядке запомнить трудно, а эту художественную зашифровку – легко.
Когда мы говорим о необычных свойствах человеческой памяти, мы не можем не упомянуть о синестезии.
Обычно раздражитель извне действует на один соответствующий орган чувств. При синестезии на раздражитель реагируют и другие. Пример синестезии – цветной слух (им обладали великие композиторы Римский-Корсаков и Скрябин). Реакция многих людей на цвет – чувственная. Один цвет может вызывать у них чувство холода, другой – тепла, третий – беспокойства.
У испытуемого лабораторией Лурия синестезические проявления возникали как реакция на слышимый им голос и звуки речи, на мелодию. Он подробно описывал учёным то, что он видит, чувствует и слышит.
Разные звуки вызывали разные визуальные образы, от  серебряной полосы до яркого и красочного фейерверка. Эта особенность проявилась у мужчины в возрасте 2 лет.
Интересны восприятия этого синестетика голосов двух великих людей, его современников – С. Эйзенштейна и Л. Выготского. Голос первого он называл «многоголосьем, пламенем с язычками», голос второго «жёлтым и рассыпчатым».
Кстати сказать, красочное восприятие существенно мешало ему слушать непосредственно информацию, которую передаёт голос, потому что первым шёл цвет и картинка как восприятие голоса. То же самое происходило и со звуками речи и даже с цифрами. Каждый звук и число имели свой цвет, форму и даже вкус.
Интересно, как этот человек запоминал длинные ряды слов. Образы, которые вызывало каждое слово, она мысленно расставлял, например, на дороге, ведущей к дому. А при необходимости вспомнить эти слова, он просто как будто шёл той же дорогой к дому.
У уникальной памяти есть и оборотная сторона. Мы часто думаем, как нам лучше запомнить ту или иную информацию, а этот человек думал о том, как забыть, забыть то, что ему не нужно, что мешает, что скопилось в его памяти.
Психологов очень интересовала «бессрочность» запоминаемого этим одарённым человеком. С данным испытуемым было проведено много экспериментов, но многое о человеческой памяти осталось для исследователей загадкой.
Предполагается, что синестезия и уникальная память может быть наследована ребёнком от одного из родителей, но чётких данных, говорящих в пользу этой гипотезы, нет.
В середине прошлого века был знаменит Самвэл Гарибян. Он очень легко учился, при этом никогда ничего не учил. Мог запомнить большой объем слов подряд, развивал собственные способности, увеличивая объем запоминаемой информации. Тренировке памяти помогали дыхательные упражнения, йога, которая позволяла достичь максимальной концентрации в момент восприятия и запоминания информации.
В 1990-х годах Гарибян попал в книгу рекордов Гиннеса посде воспроизведения 1 тыс. слов на европейских и восточных языках. У Самвела была своя школа мнемоники, где он обучал желающих, как развить свою память.
Каковы же они, способы улучшения памяти, на практике, что советуют психологи для улучшения и сохранения памяти? Они достаточно просты и ими может пользоваться любой.
Во-первых, никогда не говорите самому себе и другим о собственной, якобы плохой, памяти. Человек может убедить себя в чем угодно. Нужно исключить из своих мыслей и лексикона такие, пусть даже шуточные фразы, как «Проклятый склероз замучил» или «Опять забыла!»
Если Вы утомлены, не пытайтесь усвоить и запомнить большое количество информации, просто прочитайте её для начала, вечером. Утром встаньте чуть раньше, разомнитесь физически, примите контрастный душ, хорошо разотритесь полотенцем. И – можно приступать.
Постоянно вспоминайте и пересказывайте самому себе то, что прочитали или увидели.
Чаще считайте в уме, а не на калькуляторе. Например, в супермаркете, покупая продукты, или стоя в очереди на кассу, постарайтесь прикинуть в уме, сколько денег Вы должны заплатить.
Учите стихи, вспоминайте те, которые Вы уже знаете. Это отличная тренировка памяти!
Перед тем, как заснуть, вспомните, как прошел Ваш день, какие события его ознаменовали. При этом сосредотачивайтесь на деталях.
Используйте способность каждого из нас к самовнушению. Говорите себе, что Ваша память улучшается, улучшилась, что Вы используете резервы Вашей памяти, которые не были задействованы до этого.
Если Вас мучает, что Вы не можете вспомнить нужное Вам слово, то, вспомнив его, составьте с ним рифму. Или мини-стишок, можно на известную мелодию, или, наоборот, абсурдную, смешную фразу, которую Вы точно запомните.
Если Вам нужно механически заучить какой-то текст, для начала разбейте его на смысловые части. Выделите главное и второстепенное. Помните – всё должно быть осмысленно!
Хорошей вам памяти, друзья!